«Мне в
жизни не везло с самого момента моего зачатия…» — так начал эту историю
пожилой профессор, когда вконец уже устал от наших постоянных
причитаний. А «причитали» мы, группа бизнесменов, предпринимателей,
управленцев, приехавших в конце 90-х в калифорнийский университет за
новыми технологиями в маркетинге и PR, исключительно на тему: «конечно,
вам-то хорошо тут говорить… если б у нас такие
налоги/законы/учителя/родители/деньги/возможности… и т.п. были, — мы
бы….». И дальше следовала красивая история о том, что «мы бы»…
Он один раз нам, так невзначай, намекнул про то, что «отсутствие результата — и есть ваш результат».
Второй
раз как-то ненавязчиво пояснил про то, что «если ты чего-то не имеешь,
или не делаешь, то у тебя точно есть захватывающая или душераздирающая
история о том, почему так получилось».
Третий
раз, уже более эмоционально, прошелся по тому, что «если бы да кабы…».
Что мол, ребята, чего вы погрязли в прошлом и мусолите его, подыскивая
себе оправдание за неделание.
Но до большей части группы все никак не доходило.
— Хотите расскажу свою печальную историю?
— Конечно же, да! – закивали мы. И приготовились его жалеть.
Я тут
привожу его рассказ в своем изложении — как услышала, как запомнила.
Детали могут быть не точны, но они не меняют сути! Суть его рассказа я
тогда уловила очень четко! Не просто уловила, а усвоила. На всю жизнь.
— Мне в жизни не везло с самого момента моего зачатия…
Мой
отец, покуривающий травку безработный, перебивающийся случайными
деньгами от погрузок-разгрузок, исчез из моей жизни, как только узнал,
что его несовершеннолетняя подружка — девушка-мулатка, предпочитающая
ночной образ жизни, — «залетела». Его как ветром сдуло! Поэтому я —
безотцовщина.
Мое
невезение только начиналось… Юная мулатка, хоть и выносила меня почти до
срока, но только заслышав мой первый крик, тут же, на родильном столе,
отказалась от меня. Так я, слабая беззащитная кроха, только что
пришедшая в этот чужой, незнакомый мир, остался совсем один… Кричащий от
безысходности во всю эту Вселенную на руках у акушерки.
Дальше
— больше… Мне фатально не везло… Меня не усыновили в младенчестве — я
был очень слабым, болезненным ребенком. К тому же в те годы, рожденный
от мулатки, я вообще имел мало шансов быть усыновленным. Поэтому из Дома
малютки, я прямиком попал в детский дом.
Ну,
тут уж… не везет — так не везет! Это был детский дом для «цветных»
детей, каких нас там только не было… Я испытал сполна на себе все: и как
дерутся китайцы, и как плюются мексиканцы, и как больно щиплются
черные…
Не
везло мне и с учебой… Учителя долго не задерживались и все время
менялись. Да, честно говоря, и не по всем предметам они у нас в детском
доме вообще были. Поэтому со школой у меня тоже, как вы понимаете, не
задалось. Ну, просто — тотальное невезение!...
…Он
помолчал. Посидел в тишине, глядя куда-то в пол… Потом поднял глаза на
нас. Мы, конечно сочувственно ждали продолжения этой истории, не понимая
— к чему он вообще все это начал, — ведь так славно спорили по
маркетинговым задачкам всего полчаса назад.
— Я устал рассказывать вам это, — неожиданно сказал он, — Это не моя история… Хотите, я расскажу вам СВОЮ?
Немая
пауза… Нам оставалось только покивать головами, потому что мы вообще уже
окончательно потерялись: где тут чья история, для чего он вообще все
это нам рассказывает, да еще и язык английский для многих не просто в
своих тонкостях давался.
— А моя история — вот… — продолжил он.
— Я по жизни вообще — очень везучий человек!
Мне
повезло прямо с самого момента моего зачатия, когда мой непутевый папаша
исчез из жизни моей, не менее непутевой, мамаши, а заодно и из моей
жизни — раз и навсегда! Возможно он почувствовал, что не сможет дать мне
всего того, что поможет мне выжить. Я благодарен ему за то его решение…
Кто знает, каким бы я вырос и что бы вообще со мной стало, если бы мое
младенчество и детство прошло рядом с ним. Возможно он интуитивно понял,
что этот слабый малыш никогда не сможет стать сильным рядом с ним и
поэтому тихо ретировался. И я благодарен ему за это.
А мне, между тем, продолжало везти.
Юная
мулатка отказалась от меня прямо на родильном столе. И это уже была
удача! Потому что, если бы она забрала меня из роддома, я вообще не
уверен, что остался бы в живых… А так у меня, хоть и слабого,
недоношенного, появился шанс! Шанс на жизнь! И дала мне его она… Моя
непутевая семнадцатилетняя мать. Я благодарен ей за этот ее отказ. И
даже в мыслях не хочу представлять, как и где бы я жил, как и где прошло
бы мое детство, если бы она тогда не отказалась от меня. Этот ее отказ
тоже придал мне силы. Ведь оглашая Вселенную своим первым криком, я уже
понимал, что надеяться мне в этой жизни не на кого, я один… А это,
наверное, все же какую-то концентрацию внутренней энергии вызывает,
согласитесь… — улыбнулся он.
Дальше — больше!
Мне
повезло, что меня не усыновили в младенчестве. Иначе я, болезненный,
ослабленный малыш, получил бы, возможно, очень комфортные тепличные
условия и заботу усыновивших меня людей, но помогло ли бы мне это стать
сильнее и увереннее в себе? Почему-то я думаю, что нет. Именно жизнь в
детском доме научила меня стойкости: я научился у китайцев драться, я
перенял у черных их «щипки», да и плеваться я могу ого-го как! Это ли не
везение!
Ну, а со школой — это вообще — отдельная песня! Учителей не хватало и несколько предметов, бывало, вел один человек. В старших классах мы как-то сдружились с учителем биологии, который был для нас «ходячей энциклопедией», — так восторженно он был увлечен своим предметом. И (вот везение!) он же преподавал у нас еще и математику, что позволяло нам встречаться на уроках каждый день! Мы много общались. Конечно у меня были только отличные оценки по его предметам. И когда встал вопрос выбора колледжа — я не раздумывая, пошел туда, где нужна была математика и биология.
Потом был университет.
Потом — научная работа.
Семья. Дети. Внуки. Правнуки…
Я рад тому, что родился под счастливой звездой!
И благодарен Судьбе за везение.
Он продолжал с улыбкой сидеть на краешке парты. А мы «переваривали» все только что услышанное…
-
Вот вам две истории, два взгляда, на одну и ту же жизнь, — сказал
он, вставая с парты и поднимая перед собой две открытые ладони, как чаши
весов, — Вам какая больше по душе?
Часто,
к слову, приходится эта история. Особенно, когда слышу оправдательные
отмазки: «если бы я…», «вот если бы мне…». Или еще круче: «вот если бы
мы…», «если бы нам…».
Пустой разговор о пустом дает только пустое.
В моем
преподавательском арсенале есть одно упражнение, которое очень в
«тему», попробуйте, если есть желание! Даже в одиночку можно
поупражняться. А уж в группе оно вообще может стать забавной игрушкой
для любой компании.
Итак:
напишите несколько записок, обозначив в них ситуации, которые, как
правило, первой вызывают негативную реакцию… Например: «украли кошелек»,
«поссорился», «развелись», «опоздал на поезд», «заболел», «поцарапали
машину» и т.п.
Теперь, если в одиночку упражняетесь — то рассказывать сами себе сейчас все будете. А если группа — то на пары разделитесь.
И
дальше — первый этап: тащите записку и начинаете свой рассказ со слов
«Все плохо…», или «Представляешь, какой ужас…», «Мне опять не везет…»,
или «Ну за что мне это все! …». Ну и расскажите немного про ситуацию:
либо сами себе, либо в кратком диалоге с собеседником.
Теперь следующую записку — и то же самое…
Можете на пару с собеседником это делать, пусть он тоже записки тянет.
Как
надоест, меняем все кардинально. Теперь записки те же, но вот ваши
высказывания начинаются со слов: «Благодаря тому что…», «То, что это
случилось, помогло мне….», «Мне повезло, что….», «Я рад, что так
произошло…» и т.п. Как вы понимаете многоточие — это место для вашего
рассказа.
Я,
бывает, совсем экстремальный вариант предлагаю: «Как ужасно/Как
прекрасно!». И ситуации на записках покруче задаю… Ощущений — выше
крыши!
И драйва!
И понимание приходит…
А потом предлагаю каждому поднять перед собой свои открытые ладони. Как чаши весов. И «взвесить», что находится в каждой из них…
И сделать свой выбор!
Комментариев нет:
Отправить комментарий