Когда
вы поймёте самого себя, очень легко станет рисовать или писать стихи,
или заниматься каллиграфией, или чайной церемонией, или карате. Вы
рисуете без усилий; вы пишите без усилий. Почему? Когда вы рисуете или
пишете, или выполняете любое действие, вы полностью уходите в это
действие. Вы это только писание, вы — только рисование. Никакое мышление
не вклинивается между вами и действием. Существует только действие без
мышления. Это свобода.
Если
вы думаете, то ваш ум уходит в сторону от вашего действия, и процесс
вашего письма или рисования будет прерван. Если вы не думаете, то вы
одно целое с вашим действием. Вы и есть тот чай, который вы пьёте. Вы и
есть та кисть, которой вы пишете. Недуманье существует прежде мышления.
Вы — это целая вселенная; Вселенная — это вы. Это ум Дзен, абсолютный
ум. Он находится вне пространства и времени. Вне разделения на себя и
другого. Добра и зла, жизни и смерти. Истина — просто как это. Поэтому,
когда человек Дзен рисует, то вся вселенная находится на кончике его
кисти.
Жил
когда-то великий японский поэт по имени Басе. Он был очень умным молодым
человеком и как серьёзный буддист изучил множество сутр. По его мнению,
он понял буддизм. Однажды он посетил Дзен Мастера Такуана. Они долго
говорили. Мастер что-нибудь скажет, и Басе тут же пространно ответит,
приводя цитаты из самых глубоких и трудных сутр. В конце концов, Мастер
сказал: “Вы великий великий человек. Вы понимаете всё. Но всё время,
пока мы говорили, вы пользовались словами Будды или прославленных
учителей. Я не хочу слушать слова других людей. Я хочу услышать ваши
собственные слова. Слова вашего истинного “Я”. Ну, быстро, дайте мне
одно предложение, но ваше, собственное!”
Басе
безмолвствовал. Его ум заметался: “Что мне сказать? Мои собственные
слова — что это может быть?” Прошла минута, потом две, десять. Затем
Дзен Мастер сказал: “Я думал, что вы поняли Буддизм. Почему вы не можете
мне ответить?” Басе покраснел. Его ум застыл. Он не мог двинуться ни
влево, ни вправо, ни вперёд, ни назад. Он упёрся в непроходимую стену.
Затем только безбрежная пустота. Внезапно в монастырском саду раздался
звук. Басе повернулся к Мастеру и сказал:
“Тихий пруд —
лягушка прыгнула —
всплеск”.
Мастер
громко засмеялся и сказал: “Ну вот! Именно эти слова — слова вашего
истинного “Я”!” Басе тоже засмеялся. В этот момент с ним случилось
просветление.
Позднее
Басе приехал к горе Мацусима, в одно из самых красивых мест в Японии,
где проводилось поэтическое состязание. Со всей страны съехались туда
поэты.
Мацусима —
ах, Мацусима,
Мацусима!
Его
стихотворение победило на конкурсе. Это было настоящее Дзен
стихотворение. Оно не использует поэтический язык или описания. В нём
нет мышления. «Я — Мацусима, Мацусима — это я». Поэтому в Дзен не
существует внутреннего и внешнего, там только единый ум. Это жизнь всех
искусств, и это жизнь Дзен.
Сун Сан — Посыпание Будды пеплом
Комментариев нет:
Отправить комментарий