Фрейд
считал основными признаками психического здоровья (и основными целями
психоанализа) способность любить и способность работать.
Нэнси Мак-Вильямс добавляет: и способность играть. Вообще-то она называет 16 признаков душевного здоровья.
Но эти
три включают в себя большую часть остальных - чтобы человек мог любить,
работать и играть, получая удовольствие от этих занятий, он так или
иначе должен обладать и остальными признаками.
А теперь все 16 признаков по-порядку, из конспекта.
1.
Способность любить другого таким, какой он есть, без идеализации,
нормальной для влюбленности: зрелая любовь принимает другого как
несовершенную личность с недостатками и слабостями. То есть она способна
видеть эти недостатки и не отворачиваться от любимого, а также не
нуждается в том, чтобы вытеснять, не замечать недостатков, потому что
она способна вынести несовершенство любимого. Также отношения зрелой
любви включают в себя искренность и преданность.
2. Способность работать - это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное существование, и ходить на нее. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя.
2. Способность работать - это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное существование, и ходить на нее. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя.
3.
Способность играть. Игра необходима в развитии детенышей млекопитающих.
Оказывается, одна из систем, отвечающих в мозге за мотивацию, связана с
игрой. Также есть четкая связь между игрой и способностью к
концентрации, сосредоточенности. Игра развивает способность к
символизации и построению метафор. Отношения игры принципиально
отличаются от отношений доминирования, и в совместных играх развивается
способность чувствовать другого человека, получать удовольствие,
развивается воображение. Взрослым людям также необходимо продолжать
играть, чтобы поддерживать эти способности.
4.
Способность к безопасной привязанности. Ребенок, растущий в отношениях
безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить
отношения на основе безопасной привязанности.
С
возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения
человек, не изменяется. Поэтому, если в детстве он не получил опыта
безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить
безопасные отношения. Однако это не безнадежная ситуация. Исследования
показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в
результате постоянных безопасных отношений, длящихся не менее пяти лет.
Любовь действительно лечит, хотя человеку в таком положении крайне
трудно завести и сохранить такие отношения. В безопасной эффективной
терапии признаки обучения безопасной привязанности появляются к концу
второго года работы.
5.
Способность к автономии. Опирается на чувство собственной силы и
независимости. Связано с поисковой системой в мозге. На функционирование
этой системы влияет в первую очередь допамин. Эта способность
разрушается в результате употребления наркотиков.
7.
Сила эго. Это способность преодолевать стресс, отвечать на стресс
адекватными способами. К неадекватным реакциям на стресс относятся
наркотики, отыгрывание, регресс до беспомощности, ригидность, то есть
какой-то единственный механизм защиты на все случаи.
Эта
способность пока не слишком хорошо изучена, больше известно о том, как
проявляется ее слабость. Предполагается, что если в первые шесть лет
условия развития были достаточно хорошими, это служит "прививкой" от
неадекватной реакции на стресс и травму в дальнейшем. Эта способность
может быть разрушена сильным травматическим опытом, превосходящим
"пропускную способность" психики. Так что речь идет о большей или
меньшей степени устойчивости, силы эго.
8.
Реалистичная надежная и крепкая самооценка. Такой человек способен
видеть свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо, он способен
учится на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя
жестокой критике, он может требовать от себя работы по
самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства,
дружелюбен к себе.
9. Ценности, нравственный центр личности.
10. Способность выносить свои эмоции, испытывать весь спектр эмоций. (Даже люди, принадлежащие к самым разным культурам, опознают друг у друга семь основных эмоций: заинтересованность, удовольствие, стыда, страх, подавленность, пренебрежение, отвращение, а также выражение лица, по которому мы понимаем, что человек врет.
Эксперименты с видеозаписью лиц показали, что примерно каждые 8 секунд выражение лица хоть немного изменяется. Мы довольно чувствительны к этому и замечаем, когда этого не происходит: лицо человека тогда кажется застывшим, мертвым, маской. В контакте с другим человеком мы довольно быстро перенимаем выражение лица другого.)
10. Способность выносить свои эмоции, испытывать весь спектр эмоций. (Даже люди, принадлежащие к самым разным культурам, опознают друг у друга семь основных эмоций: заинтересованность, удовольствие, стыда, страх, подавленность, пренебрежение, отвращение, а также выражение лица, по которому мы понимаем, что человек врет.
Эксперименты с видеозаписью лиц показали, что примерно каждые 8 секунд выражение лица хоть немного изменяется. Мы довольно чувствительны к этому и замечаем, когда этого не происходит: лицо человека тогда кажется застывшим, мертвым, маской. В контакте с другим человеком мы довольно быстро перенимаем выражение лица другого.)
Способность
выносить все свои эмоции опирается на способность отделять мысль и
эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия
от внутренней реальности. Например, если я испытываю гнев - это не
равно нападению на другого.
11.
Способность различать себя и другого, способность к осознаванию,
инсайту. Проверка реальности. Отражающая функция сознания. Способность
взглянуть на свои безумные части. Есть огромная разница между безумным
человеком и человеком, отдающим себе отчет в том, что он может
обезуметь.
Одним
из важных показателей способности осознавать себя является чувство
юмора, способность увидеть происходящее как бы со стороны.
12.
Чувство отдельности. Осознание того, что ты это ты, а другой это другой.
Что его мотивы могут отличаться от тех, которые ты ему приписываешь,
что его действия не обязательно связаны с тобой. Когда чувства
отдельности нет, есть иллюзия, что если я чувствую к кому-то какое-то
чувство, то это он заставляет меня чувствовать это. Отдельность
позволяет понимать, что у другого есть намерения, исходящие из его
собственных контекстов. В норме ребенок около трех лет начинает
понимать, что происходящее вокруг не обязательно направлено на него или
связано с ним, он начинает замечать, что родители - отдельные люди и
имеют между собой отношения, не связанные с ребенком.
13.
Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в
соответствии с обстоятельствами. Патология заметна, когда на все случаи и
в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.
14.
Баланс между ориентированностью на себя и ориентированностью на социум,
на близких. Люди, не достигшие равновесия в этом отношении, как в ту,
так и в другую сторону, имеют признаки депрессии. В одном случае это
будет одиночество и экзистенциальное отчаяние, в другом - "я плохой, со
мной что-то не так".
15. Способность к энтузиазму, к производству смыслов. Без этой способности человек может быть "нормальным", но не быть живым.
16. Способность к смирению - способность принять то, что невозможно изменить, пережить скорбь и продолжать жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий