Известный психолог Эрик Эриксон считал,
что нашу жизнь можно разделить на 8 стадий развития. Все они
предопределены, на каждой стадии возникает кризис, и если преодолеть его
не удается, это наносит урон нашему «Я». Но есть и хорошая новость:
личность развивается всю жизнь, а значит, «пока играет музыка», не все
потеряно. О стадиях развития личности по Эриксону рассказывает Алексей
Аверьянов.
1. От рождения до 1 года
Именно в этот, самый ранний период, формируется
наше базовое доверие или недоверие к миру. Если в первый год жизни мама и
наиболее близкое окружение дают нам достаточно заботы, внимания и
любви, то мы начинаем доверять миру и другим людям. В противном случае
появляются боязливость и подозрительность, становясь нашими спутниками
на следующих этапах развития.
Во взрослом возрасте мы доверяем или не доверяем социуму так же, как когда-то доверяли или не доверяли матери, переносили ее исчезновение из поля зрения, зная, что она снова появится и позаботится о нас.
Впрочем, вопрос с доверием-недоверием не решается исключительно в первый год жизни ребенка: он возникает на всех последующих стадиях. Например, в ситуации развода родителей, когда ребенок становится свидетелем взаимных обвинений и скандалов, приобретенное в младенчестве доверие может быть разрушено.
Во взрослом возрасте мы доверяем или не доверяем социуму так же, как когда-то доверяли или не доверяли матери, переносили ее исчезновение из поля зрения, зная, что она снова появится и позаботится о нас.
Впрочем, вопрос с доверием-недоверием не решается исключительно в первый год жизни ребенка: он возникает на всех последующих стадиях. Например, в ситуации развода родителей, когда ребенок становится свидетелем взаимных обвинений и скандалов, приобретенное в младенчестве доверие может быть разрушено.
2. От года до 3 лет
Моторные и психические потребности ребенка
развиваются, и это делает его более самостоятельным. В этот период мы
учились ходить, осваивали предметную среду, стремились все делать сами. И
если родители давали нам такую возможность, постепенно предоставляя все
большую свободу, то в нас укреплялась уверенность, что мы владеем
своими мышцами, побуждениями, самим собой и средой, мы становились
самостоятельными.
Многим взрослым не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы и способен сделать сам
В результате у малыша развиваются стыдливость и
нерешительность, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни.
Однако это не приговор: на последующих этапах развития соотношение между
самостоятельностью и стыдливостью и неуверенностью может измениться.
3. От 3 до 6 лет
В этом возрасте мы уже многое умели делать
самостоятельно, проявляли активность и предприимчивость, начинали
общаться с большим кругом людей. Если родители поощряли нашу активность,
отвечали на наши бесконечные «почему», не мешали нам фантазировать и в
игре выстраивать вокруг себя воображаемые миры, тем самым они закрепляли
в нас предприимчивость.
Но если нас постоянно одергивали, пресекали наши вопросы, запрещали шумные игры и выдумки, мы могли начать испытывать чувство вины, одиночества и собственной никчемности.
Но если нас постоянно одергивали, пресекали наши вопросы, запрещали шумные игры и выдумки, мы могли начать испытывать чувство вины, одиночества и собственной никчемности.
Чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, импотенции и фригидности
Такие дети в дальнейшем не могут постоять за себя,
становятся ведомыми и зависимыми от других. Кроме того, им будет
недоставать решимости и целеустремленности.
Согласно Эриксону, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, импотенции и фригидности, а также психопатического поведения.
Согласно Эриксону, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, импотенции и фригидности, а также психопатического поведения.
4. От 6 до 12 лет
В этом возрасте мы начинали систематически учиться,
пробовали что-то конструировать, строить, рукодельничать, часто
фантазировали о разных профессиях.
Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если нас хвалили за активность и творчество, это помогало нам стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делали этого, это могло спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность ребенка в этот период выражается так: «Я — то, чему я научился».
Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если нас хвалили за активность и творчество, это помогало нам стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делали этого, это могло спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность ребенка в этот период выражается так: «Я — то, чему я научился».
5. От 12 до 19 лет
Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется
желание по-своему смотреть на мир, потребность в своей жизненной
философии. Подросток задается вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?».
Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей.
Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его психологического и социального благополучия.
Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей.
Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его психологического и социального благополучия.
6. От 20 до 25 лет
Этот возраст, как говорит Эрик Эриксон, —
символические «ворота» во взрослую жизнь. Мы получаем профессию,
встречаемся с людьми, иногда — вступаем в брак.
Положительный полюс этой стадии — близость (интимность) в самом широком смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить его, не боясь при этом потерять себя.
Положительный полюс этой стадии — близость (интимность) в самом широком смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить его, не боясь при этом потерять себя.
Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы
На отрицательном полюсе ждет одиночество (изоляция): нам не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.
Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы.
Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы.
7. От 26 до 64 лет
В такие широкие рамки Эриксон заключил зрелый
возраст, разведя на полюса, к которым все мы так или иначе тяготеем,
общечеловечность (продуктивность) и самопоглощенность (инертность). В
первом случае мы испытываем чувство сопричастности человечеству. Мы
выбираем ту работу или тот способ самореализации, который помогает нам
заботиться об обществе, о его будущем.
Во втором случае мы сосредоточиваемся на самих себе, удовлетворении своих потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто начинаем ощущать бессмысленность жизни.
Во втором случае мы сосредоточиваемся на самих себе, удовлетворении своих потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто начинаем ощущать бессмысленность жизни.
8. От 65 лет до смерти
В 65 лет, по Эриксону, наступает старость — время
подведения итогов, размышлений, анализа достижений и неудач. И, подведя
такой итог, мы можем понять, что жизнь удалась и мы в целом довольны ею.
Такое осознание дарит нам чувство целостности эго.
Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности — оттого, что мы не использовали все имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было смысла. Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь, успеть еще сделать что-то нужное и полезное.
источник
Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности — оттого, что мы не использовали все имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было смысла. Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь, успеть еще сделать что-то нужное и полезное.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий