Предчувствие
любовного свидания — скучная и избитая тема, решил Рембрандт, все
женщины в этот момент одинаковы. А вот после свидания… После в них можно
разглядеть что-то интересное и настоящее.
1. ДАНАЯ.
Как показала рентгеновская съемка, вначале лицо царевны было похоже на
лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном
варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы
Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
2. ЖЕСТ РУКИ.
На первом варианте «Данаи» рука царевны была опущена вниз, как будто
царевна зовет любовника, проникшего к ней в чертог. Сейчас же мы видим
руку, застывшую в прощальном жесте, — Даная прощается с возлюбленным.
3. ЗОЛОТОЕ СИЯНИЕ — так художник обозначил присутствие Зевса на картине.
4 АМУР.
Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к
Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику —
царь Олимпа к ней не вернулся.
5. БЕЛАЯ НЕСМЯТАЯ ПОСТЕЛЬ символизирует
непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели
прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без
потери девственности.
6. ЖЕМЧУЖНЫЙ БРАСЛЕТ. Жемчуг считался украшением богини любви Венеры.
7.БРАСЛЕТ С КОРАЛЛАМИ на
руке царевны указывает на будущего сына Данаи — Персея, которого она
родит от Зевса. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по
легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра.
8.ИЗУМРУДНОЕ КОЛЬЦО — еще один символ невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством.
9.СНЯТЫЕ ТУФЛИ символизируют женскую покорность.
10.ОРЛИНЫЕ ГОЛОВЫ на ножках кровати. Орел считался спутником и символом Зевса.
11. СЛУЖАНКА выполняла
в истории с Данаей роль сводни. Она показала Зевсу путь в спальню
госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не
положенный чепец, а темный бархатный берет. Это навело французского
искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни
Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете).
12. КЛЮЧИ
в руках служанки — это и указание на непосредственные обязанности
дворни, ведущей хозяйство, и одновременно символ мужского начала (как
замок символ женского) — еще один намек на сводничество.
13. КОШЕЛЕК
— символ божественной милости. В него служанка собрала монеты , которые
рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса. Сюжет о
проникновении Зевса в башню, где в заточении находилась Даная, был
популярен среди европейских живописцев XVI–XVII веков. Они изображали
царевну возлежащей на постели под дождем из золотых монет — такой вид
принял Зевс, плененный красотой гречанки. Родную дочь в башню посадил
царь Акрисий: так он пытался избежать предсказанной гибели от руки
внука. Но Даная родила Персея от Зевса. Разъяренный Акрисий приказал
замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Ящик выловили
рыбаки, пророчество оракула сбылось спустя годы: во время спортивных
состязаний Персей неудачно метнул диск и убил деда. «Даная» (1636–1647)
Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна
предшественников (название картины стало известно из описи имущества
художника 1656 года). Главное — отсутствует золотой ливень, поэтому в
течение XIX — первой половины ХХ веков искусствоведы вели жаркие споры:
действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной персонаж,
например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или
Венера, встречающая Марса? Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел
Мессалину — жену римского императора Клавдия, известную распутством и
жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в противоречие с
символами, изображенными на картине, но этому не придавали значения.
Спор
разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими
лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски
обнаружился более ранний вариант картины (вероятно, 1636 года), на
котором золотой дождь присутствовал! В окончательном варианте на его
месте художник изобразил золотое свечение. По мнению искусствоведа
Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания
разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню
царевны: стихия прошла, осталось сияние.
Не
похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт
изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а
теплая, домашняя. Чего стоит один живот царевны, непропорционально
большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой. Немецкий искусствовед
Карл Нейман заметил по этому поводу: «Наготу часто изображали
прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то
есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта»
Комментариев нет:
Отправить комментарий