Гармония и самодостаточность — или одиночество и созависимые отношения: как опыт детства формирует наше мироощущение. Конечно, терминологически никаких «капканов социализации» не существует. Однако в процессе интеграции в общество нам на пути могут встречаться разнообразные ловушки, мешающие органичному взаимодействию с другими людьми. Попробуем разобраться, как они портят нам жизнь во взрослом возрасте и можно ли в них не попастся.
Капкан первый: безопасность vs тревога
Считается, что наиболее важный с точки зрения социализации возраст —
подростковый. Однако, по словам психолога Аланы Джеймс, последние
исследования говорят о том, что детство имеет ключевое значение для
формирования наших социальных связей. Младенцы особенно уязвимы, так как
полностью зависят от взрослого. Плач — единственный способ для
беззащитного новорождённого привлечь к себе внимание. Младенец готов
получать пищу и защиту от любого, кто может это предоставить. Однако уже
в возрасте трёх месяцев он начинает реагировать на конкретного
человека, а семимесячный малыш демонстрирует привязанность как минимум к
одному из родителей.
Психологи утверждают, что такие первые социальные связи закладывают модель привязанности. Мэри Эйнсворт, исследующая возрастную психологию, выделяет четыре паттерна привязанности:
- Надёжный тип:
если родитель последовательно удовлетворяет потребности ребёнка, берёт
его на руки и пытается успокоить, когда тот плачет, то малыш ощущает
себя в безопасности. Уже в раннем возрасте он проявляет
самостоятельность и автономность при том, что всегда рад совместному
времяпрепровождению с близкими.
В будущем он сохранит в себе это ощущение безопасности, сформированное уверенностью в том, что родитель придёт на помощь, а значит, он будет уверенным в себе и открытым по отношению к другим людям. Он готов быть честным и прямолинейным в общении, поскольку чувствует себя комфортно во время коммуникации.

- Тревожно-избегающий тип: если
в детстве ребёнок не получал внимания от одного из родителей или же
вовсе был обделён родительским присутствием, он начинает игнорировать
близких, которые оказались для него эмоционально, а зачастую и физически
недоступными. Игнорирование того, кто не отвечает «взаимностью» —
закономерная ответная реакция. Эйнсворт замечает, что такие дети не
склонны проявлять нежность, не любят сидеть на руках и постоянно
пытаются вырваться из объятий.
Ребёнок демонстративно минимизирует общение с «предавшим» его родителем, выказывая равнодушие, хотя за маской напускного безразличия чаще всего скрывается страдание. Взрослея, такие дети нередко замыкаются в себе, стараясь скрыть свои истинные эмоции, особенно если дело касается разочарования и отчаяния. Им невероятно трудно устанавливать связи с людьми, поэтому многие предпочитают дистанцию доверительным отношениям. - Тревожно-устойчивый тип: как и предыдущий, этот тип также препятствует адекватному взаимодействию с окружающими. Он возникает в том случае, если родитель не отличается последовательностью в своих поступках, то удволетворяя потребности младенца, то пренебрегая ими.
Ребёнок перестаёт чувствовать себя в безопасности: мир кажется ему сосредоточением страха, потому что им правит неопределённость. Он настороженно относится к людям, чувствует себя неуютно в отсутствии взрослого. Вырастая, такие дети становятся пассивными и не желают принимать участие в активных играх. Зачастую у них снижен интерес к исследованию и познанию. Недостаток защищённости в раннем возрасте приведёт к тому, что ребёнку будет казаться, что он не достоин внимания и любви. Следовательно, он будет склонен к созависимым отношениям и / или к постоянному поиску подтверждения своей значимости.
- Дезорганизующий тип: этот
тип привязанности может возникнуть и при наличии трёх других. Важная
особенность его в том, что родитель, независимо от того, насколько он
эмоционально близок, демонстрирует несвойственное близкому человеку
поведение — кричит или даже применяет физическую силу.
В подобных ситуациях у ребёнка возникает диссонанс: тот, кто должен заботиться и защищать, проявляет агрессию. Это нередко становится причиной психологической травмы. Кроме того, дети с дезорганизующим типом склонны к диссоциации. Их отношения с окружающими подобны маятнику: они то делают шаг навстречу, стремясь к взаимодействию, то снова стараются отдалиться, опасаясь, что им могут причинить вред.

Пабло Пикассо «Мать и дитя (Акробаты)»
Согласно исследованию, только 60% детей свойственен надёжный тип
привязанности: взрослея, они не только легче устанавливают контакты, но и
проще справляются с проблемами. Они оценивают своих друзей и партнёров с
положительной точки зрения, в их отношениях больше доверия,
ответственности, компромиссности, они нацелены на долговечность
связей.По словам учёных, мы лишены возможности менять усвоенную в
детстве модель привязанности. А ведь она влияет не только на то, какой
тип отношений мы выстроим с друзьями или возлюбленными: подсознательно
воспринимая её как верную, в дальнейшем мы с большей долей вероятности
будем применять её к собственным детям.
Капкан второй: дружба vs одиночество
Дети начинают проявлять интерес к сверстникам ещё в младенчестве: они
наблюдают за их деятельностью и оценивают, как те реагируют на их крик,
пока ещё ведущий способ общения. Дошкольный возраст — это переходный
период между индивидуальной игрой и групповой деятельностью. И, пожалуй,
самое агрессивное время: мы как бы испытываем на прочность других,
пытаясь определить наиболее приемлемое средство взаимодействия, чтобы
добиться того, что нам нужно, будь то внимание или приглянувшаяся
игрушка. Примерно с пяти лет дети начинают включаться в группу. При
этом им свойственно больше времени проводить в компании однополых
сверстников: девочки обычно общаются в парах или небольших, «камерных»
группках, мальчики же чаще пребывают в группах, в которых присутствует
соревновательная атмосфера. Психологи отмечают, что в этом возрасте у
девочек высок риск получить эмоциональное расстройство, тогда как у
мальчиков существует опасность стать жертвой агрессии.
Взаимодействуя в группе, дети учатся анализировать эмоции и поступки людей. Дети, которые популярны в своей компании, более успешно справляются с этой задачей, а дети, отвергаемые группой, — менее.
В этом возрасте детям особенно важно защищать границы принятой нормы:
если ребёнок нарушает правила группы (например, ведёт себя агрессивно),
он изгоняется из неё. Умение завязывать дружеские отношения в будущем
обернётся уверенностью в себе и более высокой самооценкой. Друзья
склонны делиться впечатлениями, а значит, учатся разбираться в самой
сути своих переживаний и стремятся к более сложным социальным
взаимодействиям, нежели простые бытовые ситуации. Кроме того, наличие
друга в статистических исследованиях чаще ассоциируется с гармоничными
отношениями в семье, отсутствие — с безработицей и недостаточной
успешностью. Впрочем, в этом вопросе не стоит умалять и влияние
социально-экономического фактора.
Капкан третий: причастность vs отчуждённость
Примерно с 11 лет дети начинают расширять ближний круг общения:
сформированные в это время связи затем перекочуют в юность. К тому же
группы становятся разнополыми: именно в подростковом возрасте мы учимся
дружить с противоположным полом. Тогда же завязываются и первые
отношения, правда, чаще всего они носят поверхностный характер: выбор
партнёра обычно обусловлен схожестью социального статуса и приятной
внешностью. К концу же подросткового возраста эти характеристики
перестают играть важную роль, уступая схожести ценностей и личным
качествам.

Также в этом периоде закрепляются социальные роли и такие траектории,
как популярность, отверженность и игнорирование. Потому часто люди,
которые обижали других или, напротив, становились жертвами травли,
переносят эти модели поведения в следующий этап жизни — молодость. При
этом наличие хотя бы одного друга уберегает подростка от попадания в
негативные сценарии «отверженности» и «игнорирования». Поскольку многие
родители беспокоятся из-за негативного влияния гаджетов и интернета,
большинство детей начинают активно пользоваться соцсетями только в
подростковом возрасте, когда обретают большую самостоятельность.
В статье под авторством социальных психологов Олдмидоу, Квин и Коверт, опубликованной в научном журнале Computers in Human Behavior, отмечается, что люди чаще обращаются за коммуникацией в Фейсбук, когда им нужно поделиться негативными эмоциями. В этом есть плюс: те чувства, которые не могут быть высказаны напрямую, без труда изливаются в электронном сообщении. Кстати, люди с тревожно-устойчивым типом привязанности проводят гораздо больше времени в соцсетях, чем те, кто обладает тревожно-избегающим типом; последние же в принципе более немногословны и скрытны в сети. В юности, безусловно, на первый план выходят отношения со сверстниками, посредством которых происходит познание собственной идентичности и получение эмоциональной поддержки уже не от родственника, дарующего безусловную любовь, а от «другого». Хотя и нельзя сказать, что родительская привязанность теряет актуальность — просто она становится менее заметной, сохраняя, однако, своё влияние на выросшего ребёнка.Между тем, общение в социальных сетях сегодня составляет полноценную конкуренцию общению реальному. С точки зрения привязанности, взаимодействие в том же Фейсбуке укрепляет связь с близкими людьми.
Исследование 2013 года подтверждает мысль, согласно которой надёжный
тип привязанности продолжает оказывать благотворное влияние на нас и во
взрослом возрасте. Так, такие люди лучше адаптируются в социальной
жизни: в возрасте 26 лет у них определяется более высокий IQ, отмечается
умение контролировать стресс и выстраивать комфортные отношения.

источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий