«Даже ваш худший враг не может причинить вам столь же сильный вред, как собственные неосторожные мысли», – Будда.
Восточные
школы философии смотрят на конфликты, и даже на само понятие победы над
врагом, совершенно иначе, нежели западные. В частности, победой вовсе
не считается уничтожение врага или лишение его чести и достоинства.
Победить – означает нейтрализовать тех, кто хочет причинить вред, и,
если возможно, сделать это таким образом, чтобы превратить врага в
друга.
Для
нас подобный подход к конфликтам может показаться очень странным, если
не сказать хуже. К сожалению, большинство людей считают, что победа над
своим врагом — это нечто, способное само по себе принести неподдельную
радость и счастье (вне зависимости от того, каким именно методом была
достигнута эта победа). Это мнение проистекает из довольно пагубной идеи
того, что якобы результат важнее пути, который к нему привел.
Неудивительно, что для них месть и злорадство становятся важнее
личностного роста.
Проблема
в том, что победа над врагом с помощью негативных, агрессивных и полных
насилия средств приносит лишь очень временный и весьма относительный
триумф. Когда мы пытаемся расправиться с врагом, не стесняясь в
средствах, то не только причиняем вред обидчику, но и подкармливаем
скрытую в глубине своей души ее самую негативную часть.
Да,
одержав победу такими средствами, мы можем испытать краткосрочную
радость и удовлетворение, но одновременно укрепляем все деструктивные
эмоции, которые до этого таились у нас внутри.
С каким противником мы сражаемся – внешним или внутренним?
Враги
могут быть как внешними, так и внутренними. Дзен говорит нам о том, что
внутренние враги зачастую оказываются намного опаснее и разрушительнее,
чем внешние. К числу внутренних врагов относятся такие эмоции, как гнев,
гордыня, ненависть и так далее.
Все
эти эмоции способны ослепить, намного ограничив выбор и заставить
совершать поступки, идущие вразрез с собственным благополучием и
убеждениями.
Внутренний враг способен ударить нас в самое уязвимое место. И делает это в самый неподходящий момент.
Внешние
же враги, если и обладают властью над нашей жизнью и внутренним миром,
то власть эта довольно незначительна – если только мы сами не будем
придавать им слишком большого значения.
Внешние
враги начинают одолевать нас лишь тогда, когда им удается пробудить в
нас внутренних врагов. Почему? Да потому, что когда мы охвачены гневом
или ненавистью, лишаемся нашего самого главного преимущества:
интеллекта.
Таким
образом, главное, чему учат философские школы Востока – это то, что мы
не можем по-настоящему победить внешнего врага, если сперва не победим
внутренних.
И если
мы не сделаем этого заблаговременно, то во время конфликта полностью
подчинимся влиянию и решимости внешнего врага. Мы своими руками подносим
ему победу. На блюдечке с голубой каемочкой.
Истинный враг
Философская
школа дзен-буддизма также старается помочь нам понять, кто же в
действительности является настоящим врагом. Она указывает на то, что в
большинстве случаев это вовсе не тот завистливый, эгоистичный или
излишне амбициозный человек, который пытается вам навредить.
На
самом деле настоящий и самый опасный враг – это те негативные эмоции, с
которыми нам приходится иметь дело. Те самые эмоции, которые таятся и
внутри нашей души. Те самые эмоции, которые могут пробудиться в самый
неудобный момент… если мы позволим им это сделать.
«Направить человека на путь зла способен лишь его собственный разум, но не его враг или противник», – Будда.
Для
того, чтобы победить врага, мы должны преодолеть эти чувства и эмоции
вне зависимости от того, кто является их вместилищем, и на кого они
направлены. Дзен-буддисты считают, что наши поступки могут привносить в
этот мир либо порядок, либо хаос. И лишь от нас зависит, что именно.
Любой
активный конфликт неизбежно приводит к хаосу, который рано или поздно
влияет на нас – и, как вы догадываетесь, влияет отнюдь не положительно.
Каждое действие вызывает свою реакцию, а это означает, что полные
ненависти действия лишь делают эту ненависть больше. И как знать, в
какой момент она обратится и на вас самих?
Дзен-буддизм
учит тому, что мы должны усмирить своего врага – но не побеждать его.
Любой конфликт на самом деле лишен всяческого смысла, он отнимает у нас
силы, время и энергию, и не дает ничего, лишь приближая мир еще на
волосок к разрушению.
Как победить врага
В
соответствии с учением дзена, каждое действие, направленное на победу
над врагом, должно быть нацелено на то, чтобы нейтрализовать его.
Нейтрализовать – значит блокировать их возможность причинять вред вам.
К
примеру, если кто-то отпускает в вашу сторону оскорбительный
комментарий, но вы попросту отказываетесь оскорбляться, можно поздравить
– вы только что успешно нейтрализовали этого врага.
И если
кто-то желает вам зла, но вместо того, чтобы отвергать его и
отстраняться от него, вы прилагаете усилия к тому, чтобы понять его, и в
конечном итоге превращаете его в друга, или, по крайней мере, в
нейтральную сторону, это тоже делает вас победителем. Как вы видите, для
этого вовсе не нужно причинять вред в ответ.
О
бесплодности конфликта знают не только последователи дзена, но и мастера
боевых искусств: им отлично известно, что лучший способ победить – это и
вовсе избежать боя. И истинной победой является та, в результате
которой обе стороны получают возможность чему-то научиться и стать
лучше.
Лучшая
стратегия для этого – заставляющая врага понять, что он лишь зря тратит
свое время и усилия, а его ненависть бессмысленна, так как не причиняет
вам никакого вреда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий