
Страдание, несовершенство человека и... желание, чтобы Бог и правда существовал — философ Андре Конт-Спонвиль о причинах, по которым он не верит в Высший Разум.
«Как вы, человек столь близкий к христианской традиции и знающий
евангельские каноны, можете утверждать, что не верите в Бога?» Когда мне
задают этот вопрос, в ответ я могу назвать сотню причин, но трех,
кажется, вполне достаточно.
Первая причина — самая банальная, но и самая значительная — это
необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса,
страдания и жестокости. И все это вина человека? Без сомнения, но дело
не только в нас.
Сама
природа безжалостна. Безжалостен мир, в котором мы живем. Возможно ли
представить, чтобы Бог захотел устроить все эти землетрясения, страшные
болезни, страдания детей, немощь стариков? Значит, либо Бог
несправедлив, либо он не всемогущ. А если Ему не хватает могущества или
сострадания, значит, он глубоко несовершенен — какой же это Бог!
Моя вторая причина не верить в Бога — это сама натура человеческая,
скорее смешная и жалкая, чем злая. Я слишком хорошо себя знаю и
испытываю к себе слишком мало уважения, чтобы возомнить себя божьей
тварью.
Стал бы Он так
утруждать себя ради столь посредственного создания? Могла ли великая
сила породить такую убогость? Я пытаюсь быть достойным и приличным
человеком и, без сомнения, не считаю себя много хуже остальных людей. Но
просто быть приличным человеком — как это ничтожно, как это жалко!
Просто быть приличным человеком... Разве можно представить, что Бог, создавая нас, хотел именно этого?
Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно.
Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень
хотелось бы действительно верить в его существование.
Еще бы, ведь у веры так много преимуществ. Как было бы чудесно, если бы
Господь раздавал людям по справедливости, поощряя добродетель, карая
зло и помогая в слабости! Как было бы чудесно, если бы все мы
чувствовали себя любимыми! Если бы любовь была столь же сильна, как
смерть, а то и сильнее — не в этом ли главная благая весть?
Любая религия строится на наших самых заветных желаниях — желании жить
вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть
любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения.
Выводы напрашиваются сами собой: вера, построенная на наших самых
заветных желаниях, без сомнения, создана только для того, чтобы
успокоить, утешить и обнадежить нас — пусть даже одним лишь обещанием
исполнения этих желаний.
Такова суть иллюзии, которую Фрейд определяет как «вера, порожденная
человеческими желаниями». Питать иллюзии — значит принимать желаемое за
действительное. Невозможно желать чего-либо больше, чем мы желаем
существования Бога. И ничто так не подпитывает наши иллюзии, как вера в
Него. И то, как сильно я — как и другие люди — хочу верить в
существование Бога, — уже причина, достаточная для того, чтобы не верить
в Него. Бог слишком прекрасен, чтобы существовать на самом деле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий