Один
анонимный подвижник XI века, который оставил довольно мало писаний, но
интересных, говорит: Если мы имеем право по справедливости, согласно
Священному Писанию, называть Христа Словом Божиим, то мы можем сказать,
что Бог — это то Бездонное Молчание, из которого Оно рождается в
чистоте… И это очень важно, потому что связь между словом и молчанием
имеет огромное значение. Один из подвижников Церкви эпохи отцов пустыни,
Авва Памво, был как-то призван своими братьями сказать приветственное
слово навещающему их епископу. Он отозвался: Я ему ничего не скажу… —
Почему? — Потому что если он не может понять моего молчания, ему никогда
не понять моих слов…
Мы
обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если
между нами нет глубины молчания, слова ничего не передают, — это пустой
звук. Понимание происходит на том уровне, где два человека встречаются
глубинно именно в молчании, за пределом всякого словесного выражения. И
вот о Христе этот монах говорил, что Он — Слово, которое до конца
выражает содержание такого молчания. Не слово, которое рождается из
внутренней тревоги (как часто мы говорим не из глубины, а от какой-то
поверхностной ряби в нашей душе), а то слово, которое рождается, когда,
говоря из человеческого опыта, человек или сам войдет внутрь, в глубокую
молчаливость, или когда, бывает, нам дается молчание. Когда вдруг на
нас, как благодать, сходит такая тишина, такая внутренняя
умиротворенность и молчание, что если два человека охвачены таким
молчанием, они сначала не могут даже говорить друг с другом, потому что
сознают, что любое слово разобьет это молчание, оно разлетится вдребезги
с ужасным треском, и ничего не останется.
Но
если себе дать молчать дальше и дальше, то можно вмолчаться в такую
тишину, когда знаешь, что теперь, на этой глубине молчания, можно
говорить, не нарушая его, а придавая ему словесную форму. И вы наверное
замечали, как тогда говоришь тихо, спокойно, как выбираешь слова, как
ничего не оставляешь случайности и лучше оставляешь что-нибудь
недосказанным, чем пересказанным; потому что каждое слово должно быть
правдой о том, что содержит молчание.»
Митрополит Антоний Сурожский

Комментариев нет:
Отправить комментарий